ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

 

В какие сроки с момента вступления в силу Закона должна быть проведена специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно, главное, чтобы она была завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона). При этом не имеет значения, проводилась ли раньше аттестация рабочих мест или нет.

Однако, указанное правило не распространяется на рабочие места:

  • сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом Закон не регламентирует сроки проведения специальной оценки в отношении указанных рабочих мест. По нашему мнению, она должна быть осуществлена по истечении пяти лет с момента проведения аттестации, а если она не проводилась, то в течение 2014 года.

 

В соответствии с переходными положениями обязанности экспертов в 2014 году выполняют обычные сотрудники испытательной лаборатории. Но если аттестат аккредитации заканчивается в 2015-2018 году, то экспертов в такой организации тоже не будет, и СОУТ может заниматься кто угодно (без стажа, образования и пр.)? И как быть тогда с ответственностью, если формально работник не является экспертом?                                                                                    

Функции экспертов в 2014 году выполняют сотрудники испытательной лаборатории, которые соответствуют требованиям Федерального закона. Да, действительно мы подразумеваем, что переходный период до 2015 г. может породить недобросовестную конкуренцию, в том числе по факту снижения стоимости, по факту подписания соответствующих документов, в том числе отчетов людьми, которые даже близко не подходят под требования ФЗ по отношению к экспертам.

 

Может ли любая организация, имеющая в своем составе испытательную лабораторию участвовать в проведении специальной оценки условий труда?

Нет. Организация должна быть включена в специальный реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. В 2014 году такие услуги могут выполнять организации, оказывавшие ранее услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

 

В 426-ФЗ не увидели ни слова о том, что процедуру обязательно должна проводить одна организация.

Так и есть, исполнителей может быть несколько. Кроме этого, в самом Федеральном законе №426 есть ссылка на тот факт, что проведение специальной оценки возможно в том числе и поэтапно. Более того, законодатель, заложив эту норму, в первую очередь имел в виду именно госмуниципальные секторы, которые проводят работы за счет средств обязательного медицинского страхования либо за счет ФСС, т.е. этапность возможна, она реальна, однако необходимо понимать: ВСЕ рабочие места должны пройти оценку до 2018 года.

 

Если АРМ никогда не проводилась, рабочие места не в списках №1 и №2 и нет компенсаций, спецоценку можно не проводить до 2018 г.?

Чисто теоретически, в рамках ФЗ, заказчик, располагая теми условиями, которые были изложены выше, действительно может ее не проводить. Однако, практически никто не освобождал этого заказчика от соблюдения положений, прав и обязанностей, предусмотренных для работодателей в рамках Трудового кодекса. Соответственно, если вы обращаете внимание потенциально пришедшего на проверку инспектора труда на эту статью и отстаиваете свою позицию, то, боюсь, что окажетесь «в минусе». Вероятнее всего, позиция ГИТ и Роструда в целом будет направлена на то, чтобы проверять фактическое исполнение положений ФЗ, а в данной ситуации, если мы посмотрим 426-ФЗ и сопутствующий ему 421-ФЗ в рамках изменений в ТК РФ, то одной из основных обязанностей работодателя в новых условиях является внесение в трудовой договор сведений об условиях труда. Соответственно, ссылаясь на то, что вы указали, вы, конечно, можете попытаться заявить, что у вас есть возможность не проводить спецоценку до 2018 года. Однако при этом нарушаете ст. 212 ТК РФ, и у государственного инспектора труда появляется объективное законное право привлекать вас к ответственности в идее штрафа. Поэтому этот вариант ухода от проведения СОУТ- крайне сомнительный.

 

В Федеральном законе «О специальной оценке условий труда» не раскрывается понятие дистанционных работников. При этом для работодателя предусмотрен сокращенный перечень обязанностей в сфере охраны труда в отношении данной категории лиц. Как отсутствие в вышеназванном законе определения отразится при выявлении круга лиц, не подлежащих специальной оценке?

Дистанционные рабочие места и прежде выводились уже из аттестации рабочих мест, т.к. работник не находится в зоне действия ответственности работодателя и осуществляет свою трудовую функцию на удалении, при этом удаление может дистанционно меняться в зависимости от временного фактора - это и сезонные работники, и работники, которые трудятся в зоне аутсорсинга и аутстаффинга. В отношении аттестующих компаний - не все из них брались еще в период аттестации за оценку условий труда данных категорий работников, да и объективно это ни к чему.

 

В Федеральном законе «О специальной оценке условий труда» отсутствует понятие ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Поясните, с какого момента рабочие место считается введенным в эксплуатацию?

Этот вопрос был достаточно актуален и во время действия аттестации рабочих мест, поскольку это связано с фактическим определением статуса рабочего места. Формально это выглядело как издание приказа, который - если это производственное рабочее место - вводил его в эксплуатацию, а фактически работник приступал к выполнению своих должностных. Стоит обратить внимание, что вся специальная оценка проводится исключительно на тех рабочих местах, которые введены в эксплуатацию, к тому же на них осуществляется в штатном режиме выполнение всех функциональных особенностей и задач, для выполнения которых это рабочее место было организовано.

 

Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» объектом учета в отношении рабочего места являются в том числе сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) работника или работников, занятых на данном рабочем месте. Означает ли это, что после проведения специальной оценки условий труда в случае приема на работу новых сотрудников необходимо будет повторно проводить оценку?

Нет. Специальная оценка условий труда проводится на конкретное рабочее место. В отчетных документах по спецоценке (так же, как и в аттестации рабочих мест), имеются дополнительные графы, связанные с ознакомлением работников, в том числе и вновь принятых на работу, с материалами по специальной оценке. К тому же в рамках Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель будет обязан вносить соответствующие изменения в сами трудовые договора для того, чтобы показывать условия труда, в которых предстоит трудиться работнику.

 

С чего следует начинать работу по специальной оценке условий труда?

Работу по СОУТ следует начинать с издания приказа о проведении специальной оценки условий труда, согласно которому образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

 

Кто включается в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда?

В состав комиссии включаются: представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

У субъекта малого предпринимательства при проведении специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются:

  • работодатель - индивидуальный предприниматель (лично),
  • руководитель организации,
  • другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда),
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Каким образом определить перечень рабочих мест, на которых следует проводить аттестацию?

Специальной оценке подлежат все рабочие места работодателя, за исключением надомников, и дистанционных работников. Таким образом, рабочие места офисных работников также подлежат специальной оценке условий труда.

 

Как рассчитать количество рабочих мест при проведении специальной оценки условий труда?

Расчет количества рабочих мест при проведении специальной оценки условий труда, производится аналогично расчету количества рабочих мест при аттестации рабочих мест, т.е. с учетом аналогичных рабочих мест. Что касается проведения специальной оценки условий труда на аналогичных рабочих местах, то количество, на которых она будет проведена, рассчитывается как 20 процентов аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона).

 

Как понять, аналогичные ли между собой рабочие места в рамках специальной оценки условий труда?

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места:

  • которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения,
  • на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности,
  • на которых работники осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • на которых работники используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
  • на которых работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

 

Что необходимо сделать после того, как комиссия определила перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда?

Далее необходимо найти и привлечь к работе по специальной оценке условий труда специализированную организацию, которая будет проводить оценку. С выбранной специализированной организацией работодатель должен заключить гражданско-правовой договор.

 

Что должны будут сделать представители специализированной организации, которая будет проводить оценку?

Они должны провести идентификацию вредных и (или) опасных производственных факторов. Под идентификацией понимается сопоставление имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Примечание: указанный классификатор должен быть утвержден Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 1 ст. 10 Закона).

 

Можно ли не проводить идентификацию вредных и (или) опасных производственных факторов?

Да, Закон это позволяет. В соответствии с ч. 6 ст. 10 426-ФЗ идентификация не осуществляется в отношении:

- рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

-  рабочих мест, в связи с работой на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

-    рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом, такие рабочие места эксперт специализированной организации, которая проводит оценку, относит к рабочим местам, на которых необходимо проведение измерений вредных и (или) опасных производственных факторов и проведение остальных процедур, входящих в специальную оценку.

 

Нужно ли утверждать результаты идентификации?

Несмотря на то, что идентификацию вредных и (или) опасных производственных факторов проводит эксперт специализированной организации, результаты идентификации утверждаются комиссией, созданной работодателем (ч. 2 ст. 10 Закона). Если по результатам идентификации вредные и (или) опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона).

 

Что делать если по результатам идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов такие факторы не выявлены?

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на нем признаются допустимыми и дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона). В отношении таких рабочих мест работодатель подает в территориальный орган (государственную инспекцию труда) декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма и порядок ее подачи должны быть установлены Минтрудом России (ч.ч. 1 и 2 ст. 11 Закона).

 

Что случится, если несчастный случай все же произошел или работник получил профессиональное заболевание?

В случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

 

На каких рабочих местах необходимо проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов?

Исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов производятся в отношении всех оцениваемых рабочих мест, за исключением тех, по которым условия труда были признаны допустимыми. То есть, исследованиям подлежат:

   -   рабочие места, на которых вредные и (или) опасные факторы выявлены по результатам идентификации;

  -    рабочие места, на которых идентификация не осуществлялась (ч. 6 ст. 10 Закона). 

Кем проводятся исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов?

Непосредственные исследования (испытания) и измерения осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками специализированной организации (ч. 3 ст. 12 Закона).

 

Нужно ли проводить измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в рамках специальной оценки условий труда, если их проведение сопряжено с риском для жизни для работников специализированной организации?

Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений

 

Исходя из Методики проведения СОУТ, практически все офисные места подлежат декларированию, т.к., согласно Классификатору, там нет потенциально вредных и опасных факторов. Так ли это?

Даже на офисных рабочих местах бывают вредные факторы, не позволяющие внести рабочее место в декларацию.

Определять, что подлежит декларированию, а что нет - обязанность комиссии. Эксперт может только на основе своего заключения дать некие рекомендации и к его заключению будут возвращаться во время пересмотра результатов спецоценки, в том числе и для судебного рассмотрения результатов замеров. Следует помнить, что потенциальное наступление несчастного случая на одно из декларированных рабочих мест приведет к отзыву самой декларации.

Реестр самой декларации ведет ГИТ, и вполне вероятно, что отмена декларации одного рабочего места (если декларация подана списком) приведет к отмене декларации всех рабочих мест. Для обоснования стоимости подготовки проекта декларации, вероятнее всего, на каждое отдельное рабочее место нужно будет готовить отдельную декларацию.

Если по итогам АРМ офисному рабочему месту был присвоен класс 3.1 из-за фактора коэффициента пульсации, можно ли в этом году на данном РМ провести СОУТ с целью снижения класса и  задекларировать это место как потенциально неопасное?

Рабочие места, на которых, по результатам АРМ, был установлен вредный класс  условий труда не идентифицируются и сразу подвергаются инструментальным замерам. Если работодатель хочет перевести «офисника» с классом З.1. в класс 2 он должен:

  1. собрать комиссию,
  2. в рамках решения комиссии направляет данное рабочее место на инструментальные измерения;
  3. измерения проводятся в соответствии с методикой в рамках СОУТ;
  4. фактор коэффициент пульсации исключен, по результатам общий класс 2.

Декларировать это место смысла нет, потому что по результатам замеров материалы по СОУТ все равно будут действовать в течение 5 лет.

Отчеты и информация по СОУТ будут предоставляться Заказчиком и нами в ГИТ, а мы с вами обязаны позже представить все в единую федеральную систему в электронном виде. В ГИТе после проведения СОУТ по этому рабочему месту будет зафиксирован класс 2, который будет действовать в течение 5 лет.

 

Что случилось с травмоопасностью? Она вообще отменилась или будет тоже как-то видоизменена?

Фактически в рамках проекта Методики травмоопасности не будет, но в рамках Федерального закона есть очень интересные исключения, например, постановлением Правительства РФ могут быть определены определенные виды рабочих мест, где фактически травмоопасность будет подлежать изучению. Пока такого постановления Правительства нет, в рамках общей процедуры травмоопасность не идентифицируется и не измеряется. Видоизменена она не будет, она будет применена к ограниченному количеству рабочих мест, в первую очередь это, скорее всего, будут предприятия, относящиеся к концерну Росатом.

 

Может ли комиссия заказчика (по спецоценке) провести идентификацию самостоятельно, без привлечения эксперта?

Нет, это исключительно прерогатива эксперта в рамках 426-ФЗ.

 

Оценка напряженности: как будет выводиться общий класс?

Ссылаясь на Методику проведения специальной оценки условий труда, отметим, что оцениваться будут только те параметры, которые можно замерить физически (приборами). Исходя из этого, никаких параметров, связанных с субъективной оценкой тяжести и напряженности, уже не будет. То есть в составе тяжести/напряженности трудового процесса осталось только то, что можно померить прибором.

 

Действуют ли списки на дополнительный отпуск в соответствии с Постановлением от 25 октября 1974 г. 298/п-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»? По решению Конституционного суда мы должны были их применять. Это было отнесено только на аттестацию рабочих мест, можно ли их применять сейчас?

Списки 1974 года никуда не ушли, решение Конституционного суда было связано с аттестацией рабочих мест, но с аттестацией в контексте специальной оценки условий труда. Если возникнет вопрос, связанный со специальной оценкой условий труда, решение Конституционного суда будет аналогичным. Конституционный суд вмешался в ситуацию, связанную с аттестацией рабочих мест в контексте глобального понимания оценки условий труда, поэтому хотя аттестация и схожа со специальной оценкой и предмет у нее фактически одинаковый, последствия стали намного жестче, и судебная практика покажет, насколько судебная система в этом вопросе изменилась.

Эти Списки не противоречат законодательству. Материалы аттестации действительны в течение пятилетнего срока с момента утверждения отчета. Если работодатель провел аттестацию рабочих мест, аттестация действует в течение 5 лет, и он вполне может применять все льготы и компенсации на основе заключения аттестации, которая действительна на текущий момент.

 

По результатам аттестации рабочих мест «списочникам» были положены льготы и компенсации. А как быть в 2014 году? Отменять?

Нет, не отменять, можно оставить всё как есть до окончания действия АРМ и выплачивать работникам положенные компенсации плюс выплаты по доптарифам. Но есть другой выход, который поможет снизить издержки в отношении льгот и компенсаций. Если АРМ была проведена год-полтора назад, для работодателя целесообразнее сейчас провести специальную оценку в отношение «списочников». В настоящее время бюджеты работодателя испытывают нагрузку в части выплат льгот и компенсаций, а также в части выплат, связанных с дополнительным страховым обеспечением в виде дополнительных тарифов. Поэтому,  для того, чтобы снизить нагрузку на

бюджеты по льготам и компенсациям и отчасти по дополнительным тарифам, имеет смысл выделить конкретно «списочников» и провести по ним соответствующие работы по специальной оценке.

 

Что с госэкспертизой? Если нет заключения до 31.12.2013, что делать?

Экспертиза будет, она остается. Соответствующий регламент будет корректироваться. Экспертиза - это один из видов надзора государства за качеством проведения оценки условий труда, в том числе и в рамках спецоценки. Экспертиза, как это ни печально, становится для нас платной услугой. Бесплатна она для органов государственной инспекции и в рамках судебных разбирательств.

 

С 01.01.2014 г. аттестация рабочих мест не проводится в силу принятия соответствующего ФЗ. Приказ 342н не отменен, но, по иерархии законов, применяться не может. Как быть, если срочно требуется повторное проведение АРМ - работники не согласны с результатами первоначальной оценки?

В данной ситуации мы бы крайне не советовали проводить повторную аттестацию задними числами. Если работники не согласны с результатами первоначальной аттестации, соответственно, ни о какой фальсификации процесса речи быть не может. Тут однозначно нужно проводить специальную оценку, причем она пойдет как внеплановая.

 

Специалисты по охране труда давно критикуют такие показатели гигиенических нормативов, на основании которых присваиваются классы вредности, таких как пульсация световых приборов или напряженности труда. Каково Ваше мнение?

Объективное видение проблемы, которое затрагивается в этом вопросе уже отражено в Методике, и законодатель ее уже скорректировал в рамках проведения процедуры инструментальных замеров по специальной оценке условий труда. Такие факторы, как освещенность, ушли из предмета оценки, в том числе скорректирована и оценка напряженности труда. Формально законодатель придерживается того единственного принципа, когда для формирования выводов по специальной оценке объективно можно использовать только те параметры, которые можно замерить инструментально.

 

Каким образом оформляются результаты проведенных измерений и исследований в ходе проведения специальной оценки условий труда? Результаты этих исследований оформляются протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 6 ст. 12 Закона). По результатам исследований (испытаний) и измерений эксперт специализированной организации относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

 

Чем заканчивается проведение специальной оценки условий труда?

Специализированная организация составляет отчет о проведенной оценке условий труда. Обратите внимание, что указанный отчет составляется, не только когда обнаружены вредные и (или) опасные факторы, но и когда условия труда на рабочих местах признаны допустимыми.

 

Нужно ли подписывать и утверждать отчет о проведении специальной оценки условий труда? И, если да, то кто его подписывает и утверждает?

Указанный отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем (ч.ч. 1 и 2 ст. 15 Закона).

 

Может ли форма отчета быть произвольной?

Нет. Форма этого отчета и инструкция по его заполнению должны быть утверждены Минтрудом России (ч. 3 ст. 15 Закона).

Отчет подписан и утвержден. Можно ли считать работу завершенной?

Нет. Необходимо ознакомить работников по роспись с результатами специальной оценки условий труда. Работодатель обязан ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона). В этот срок не включаются:

- периоды временной нетрудоспособности работника,

- нахождения его в отпуске или командировке,

- периоды междувахтового отдыха.

Дополнительно работодатель обязан организовать размещение на своем сайте в сети Интернет сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда, а именно, публиковать информацию:

- об установленных классах (подклассах) условий труда;

- о перечне мероприятий по улучшению этих условий.

Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

 

Могут ли работодателя оштрафовать за непроведение специальной оценки условий труда или неправильное проведение специальной оценки условий труда?

Да, могут. Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который внес соответствующие поправки в КоАП РФ. Так, ч. 2 новой ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки или не провел ее.

Такие правонарушения влекут предупреждение или штраф:

- для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;

- для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – от 5 000 до 10 000 рублей;

- для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.

 

Мы работаем ради безопасности Вашего труда.

Все права защищены ООО «Испытательный Лабораторный Центр «Фактор+»
Создание сайтов
Студия дизайна «Веб-Арена»